Экспертиза шинных манометров

«Потеря давления всего на 0,3 бар увеличивает сопротивление качению на 6%, а при нехватке 1 бар (внешне малозаметной) оно возрастает уже на 30%. Прибавим к этому ускоренный (в три раза!) износ покрышек – дороговато обходится оценка давления на глазок!». А еще наши испытатели уверяют: нехватка всего в пол-атмосферы может привести на «переставке» к… опрокидыванию автомобиля!

Впрочем, зачем оценивать на глазок, когда есть известный уже лет сто прибор – шинный манометр. Стоит недорого, проверить им давление – пара пустяков, но что на самом деле показывают изделия, лежащие на прилавках столичных магазинов в начале XXI века?

КОГДА В МАНОМЕТРАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ…

…на лад их дело не пойдет, мог бы проворчать баснописец Крылов, ознакомившись с поразительными результатами нашей экспертизы. Первый сюрприз ожидал в магазине, когда на вопрос о сертификате продавец ткнул пальцем в этикетку: «Изделие обязательной сертификации не подлежит». ГОСТ 9921-81 есть, максимально допустимая погрешность 0,1 бар в нем указана, а сертифицировать приборы не нужно? Ну, ну…

Итак, мы приобрели 9 типов манометров (по 3 штуки каждого типа, чтобы исключить фактор случайности) и попросили метрологическую лабораторию проверить их показания в трех точках: 1,5; 2,0; 2,5 бар. Согласитесь, практически для любого легкового автомобиля рекомендованное изготовителем давление попадет в этот диапазон. Кроме того, показания в каждой точке снимали по 6 раз подряд: интересно ведь оценить повторяемость результатов.

И вот перед нами – 27 страниц отчета. Результаты, прямо скажем, удручающие: лишь три типа манометров можно безусловно рекомендовать для продления жизни шинам и экономии топлива! Еще четыре – сплошной брак, а два явно рассчитаны на игроков: с ними – как повезет. Кое-кто из производителей добровольно сертифицировал свои изделия, но, как оказалось, и это не спасает от брака. Увы, верить в наши дни нельзя ничему… Мы расставили манометры, начиная с самых точных в среднем образцов и ради обозримости указали только максимальную абсолютную погрешность для каждого типа приборов, а также количество годных (то есть уложившихся в ±0,1 бар) среди трех испытанных образцов.

Какова же мораль? Подражая великому баснописцу, остается лишь воскликнуть в адрес шести «приборов»: «А вы, друзья, как ни рядитесь, все в инструменты не годитесь!»

Когда-то автолюбители были знакомы лишь с техническими атмосферами (ат) или, что то же самое, с килограммами силы на квадратный сантиметр (кгс/см2). Потом метрологи в стремлении перейти к системе единиц СИ попытались ввести в обиход килопаскали (кПа). 98 их «штук» как раз и равны технической атмосфере, на манометрах с такими шкалами привычны трехзначные числа 100, 200 и т.д.

Нынче в ходу бары или физические атмосферы (атм). 1 бар=1,02 кгс/см2=100 кПа. В общем, с достаточной для нас точностью можно считать бары совпадающими с любыми атмосферами – сильно не ошибетесь.

На приборах, попавших в Россию, видимо, серыми тропками, встречается экзотическая единица PSI (фунт силы на квадратный дюйм). Один такой «фунт» равен 0,07 кгс/см2 и потому на шкалах приведены двузначные числа 20, 30 и т.д. К примеру, 2 бара – это 29 PSI, а допустимой по ГОСТу погрешности в 10 кПа соответствуют 1,45 PSI.

«Active Tools» Производитель – Active Tools, Дания

Ориентировочная цена – 1500%.

Этот «цифровик» Air Man дорогого стоит. В буквальном и переносном смыслах. Погрешность не превышает 0,05 бар, но имейте в виду – пользоваться манометром можно лишь при плюсовой температуре. Да и батарейка «не подлежит обслуживанию потребителем».

Наше мнение: отлично.

«Draper» Производитель – Draper, Англия

Ориентировочная цена – 388%.

Очень любопытный и миниатюрный манометр TPG101. Судя по штуцеру, действительно предназначен для проверки давления в шинах. Но не имеет фиксации показаний, так что считывать их нужно, пока прибор прижат к ниппелю. Прибор сертифицирован, и не зря – точность 0,05 бар!

Наше мнение: отлично.

«Jonnesway» Производитель – Jonnesway, Тайвань

Ориентировочная цена – 700%.

Шикарно упакованный «профессиональный прибор» AG10042, каждый с индивидуальным серийным номером! Жаль только, что шкала в неудобных PSI. Стекло, однако, снимается, можно нарисовать нужные отметки. Точность не хуже 0,068 бар.

Наше мнение: отлично.

«Richter» Производитель – Richter, Германия

Ориентировочная цена – 350%.

Из трех добровольно сертифицированных приборов No.883 один оказался бракованным – врет на 0,25 бар. Зато два уложились в требования ГОСТа, причем один из них почти идеально точен – погрешность не выше 0,05 бар. Но как угадать в магазине?

Наше мнение: лотерея – от плохо до отлично.

«Nigbo» Производитель – Nigbo, Тайвань

Ориентировочная цена – 875%.

Цифровые приборы Carpoint оказались подобны лотерейным билетам: у одного образца погрешность составила недопустимые 0,24 бар. Второй врет на 0,1 бар, третий – на 0,05. Забавно, что нет стабильности и в зашитой программе: один прибор отключается лишь через 6 минут.

Наше мнение: лотерея – от плохо до отлично.

«Al Khateeb» Производитель – Al Khateeb, ОАЭ

Ориентировочная цена – 150%.

Тип манометра TG 5102A традиционный, градуирован в PSI и кгс/см2. Увы, максимальная погрешность одного экземпляра 0,2 бар, остальных – 0,15. На худой конец – сгодится, с пустой шиной не уедете, но ГОСТу не соответствует.

Наше мнение: плохо.

«Россия» Производитель – Россия

Ориентировочная цена – 213%.

Прибор МТП-1М предназначен, по уверению продавца, для ножных насосов. Но указанный класс точности 4% допускает погрешность 0,24 бар, что для шинного манометра неприемлемо! Впрочем, реальны там все 0,3 бар – увы, никому нельзя верить…

Наше мнение: плохо.

«Точмаш» Производитель – «Точмаш», г. Владимир

Ориентировочная цена – 175%.

Манометр МД-214 – наш старый знакомый. Значок РСТ намекает на соответствие стандарту, но в лаборатории намек не поняли: завышает давление на… 1 бар (!). Впрочем, один образец из трех почти годный, врет «всего» на 0,15 бар.

Наше мнение: плохо.

«Al Khateeb» Производитель – Al Khateeb, ОАЭ

Ориентировочная цена – 100%.

«Прибор» TG1197A похож на карандаш. Выстреливающий при измерении столбик градуирован только в PSI. Погрешность достигала 1,3 бар (!), причем работает по принципу «чего изволите» – повторяемости показаний практически нет. Оригинальный подарок… врагу.

Наше мнение: плохо.

ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ?

Знаете, чем отличаются импортные приборы от отечественных? Прежде всего, красивой упаковкой, блеском корпуса и яркими пластмассовыми деталями. И еще: на них обязательно есть предупреждения о… правилах техники безопасности. Что там опасного, спросите? А вот изготовители профессионального манометра Jonnesway, например, предлагают при измерении давления надеть респиратор, наушники, очки и… отключить источник питания в автомобиле во избежание поражения током! Слава богу, все эти грозные указания даны лишь на английском. Глупо? Зато, что бы там ни случилось, выбить компенсацию через суд не получится. Вы были в противогазе? Нет – так чего же вы требуете?

По материалам журнала «За рулём»

p.s. Так как статье уже несколько лет - цены, скорее всего, не отвечаеют действительности.


Главная | Статьи и отчеты | Схемы проводки | Экспертиза | Ссылки | Форум | Гостевая книга

Copyright © 2005-NOW.www.svr.moscowvolvoclub.ru
При размещении предоставленных материалов на других ресурсах ссылка на этот сайт обязательна.
Уведомление о копирайте по e-mail приветствуется.